Важные вопросы
о наставничестве

история
Основано на опыте реальных наставников и методике благотворительной организации «Пристань»
Кто такой наставник для подростка?
Наставник – это прежде всего друг. Но это со временем. Сначала - человек, у которого можно спросить совета, который помогает рассуждать, находить ответы на вопросы, решать задачи. С которым можно не бояться, что тебя осудят. Это плечо, на которое можно опереться, и которого так не хватает детям, участвующим в программе. Это ощущение безопасности. Это тот, кто будет болеть за ребенка на соревнованиях, навещать в больнице или покупать попкорн в кино.

Для нас, людей, которые выросли в семьях, все эти вещи кажутся очень простыми, мы воспринимаем их как должное. Но для этих детей — это нечто новое, иногда непонятное и вызывающее настороженность, но очень важное и долгожданное.

Когда общаешься с подростками, видишь их понемногу появляющуюся открытость миру, их горящие глаза и веру в то, что у них все тоже может быть хорошо, ты чувствуешь внутреннюю радость.
Чем занимается наставник?
Первый этап — это подготовительный тренинг, который занимает от 16 до 24 часов. Он обязателен. Как минимум для того, чтобы четко понимать свою ответственность.

Далее начинается этап общения с подопечным ребенком, на протяжении которого также необходимо выполнять определенные обязательства.

У всех программ по-разному, но в первые месяцы встречи могут проходить настолько часто, насколько нужно наставнику или ребёнку.

  • Еженедельная встреча. Важно для постоянства общения наставника и подопечного.
  • Ежемесячная встреча пары наставник-подросток с психологом и куратором программы. Для анализа и закрепления полученных результатов и обсуждения проблем, которые иногда возникают, и это абсолютно нормально.
О спортивном наставничестве от лица подростка
6 минут
Ради чего наставник делает свою работу?
Это вопрос сложный и простой одновременно.
Сам наставник получает никак не меньше, чем отдает, а иногда даже больше. Многие думают, что наставничество — это то, что ты безвозмездно отдаешь другим. Да, но не только. Когда мы отдаем, мы всегда получаем. И более того, невозможно получать, не отдавая.

Мы спросили наставников об этом и опубликовали ответы.
Почему наставничество работает? Читать статью →
Руслан Коробейников
Наставник. В прошлом подопечный
Сначала я пришёл к спортивному наставничеству, чтобы играть в компании хороших ребят. Но со временем мое мировоззрение менялось.
Я стал отходить от футбольного плана и больше внимания уделять наставничеству. Я начал помогать ребятам младшего возраста адаптироваться в клубе, как до этого помогали мне другие наставники.
Для меня это, в первую очередь, способ творить добро, как банально это ни звучало бы. Драться, ругаться и ссориться — это всегда просто. Сложнее — себя контролировать.
Наставничество мне нужно, чтобы научиться контролировать себя, а позже передать своё учение и опыт подрастающему поколению. Уверен, что меня и моих сокомандников ждёт великое будущее!
Настя Машкина
Наставник
Наставником может стать любой, у кого есть личный опыт и желание помогать другим. Многие наставники не берут денег за работу. Они помогают подопечным, чтобы получить новый опыт, поделиться своими знаниями и развить свои компетенции.
Наставник — опытный профессионал, источник знаний и ответов. Он вдохновляет, помогает развиваться своему подопечному не только в спорте, но и личной, профессиональной жизни.
Наставники строят долгосрочные отношения для поддержки развития подопечного и помогают решать текущие проблемы, когда тренер настроен на достижение конкретных профессиональных или жизненных целей, о которых договариваются вначале.
Роман Бажуков
Наставник и тренер по футболу
Проблема нашего общества — это жизнь ради себя и для себя! Многие хотят помогать или участвовать в жизни других, но их понимание помогать и участвовать ограниченно либо одноразовой акцией, либо «откупом» финансами. Мало кто понимает, что подростку нужен рядом человек, взрослый наставник, который подскажет, который изменит его негативный опыт «все взрослые — плохие и я никому не нужен!».
Необходимы посвящённые люди, которые будут помогать ребятам стать самостоятельными. Это очень тонкая работа и в определенном возрасте она очень разная и глубинная.
Это необъяснимо словами, возможно это не решить системно и так же нет определенного рецепта. Тут надо вникать в каждую личность, в каждую судьбу, в жизнь каждого ребёнка. Но я уверен в одном , что каждому человеку плохо быть одному, тем более ребёнку !
Ксения Попова
Наставник и тренер по фехтованию
Наставник - это не родитель или педагог. Это старший друг, который может дать совет и поможет сориентироваться в жизни как тренер по время соревнований.
Главная задача наставников – подготовка ребёнка к самостоятельной жизни и поддержка их в трудных ситуациях.
Кажется быть наставником это призвание. Желание помочь и научить всему, что знаешь сам должно пойти от чистого сердца. Нельзя быть наставником если у тебя есть корыстные цели, получение личной выгоды. Все это приведёт к тому, что ребёнок, который так нуждается в помощи, так ее и не получит.
Что получает подросток от наставника?
Литература обозначает четыре вещи, которые получает подросток во время общения с наставником:

  1. Среду, снабжённую стимулами (тактильными, визуальными, акустическими). Ему важно иметь возможность менять свою позу, трогать разные по качеству предметы, ощущать разные прикосновения, слышать звуки, наблюдать за сменой внешней обстановки.
  2. Возможность познавать мир в качестве осмысленной структуры, имеющей прошлое и настоящее, события — ожидаемые и сбывшиеся (постоянство и предсказуемость поведения взрослого, когда ребёнок может ожидать от него определённой реакции на типовые события);
  3. Потребность в эмоциональной связи с постоянным взрослым — база для развития личности ребёнка, мотивации к расширению границ познания мира.
  4. Принятие своей автономности: как только ребёнок научается самостоятельно передвигаться и разговаривать, он постепенно учится сам организовывать удовлетворение своих потребностей (просить, договариваться, делать самостоятельно).
Список дополнительных материалов по теме:
Л. Петрановская, книга «Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка»
К.Х. Бриш, книга «Терапия нарушений привязанности: От теории к практике»
Н.Л. Плешкова, текст диссертации «Особенности привязанности у детей раннего возраста», статья «Развитие привязанности у детей от одного года до четырёх лет»
М. Эйнсворт, видео эксперимента «незнакомая ситуация» — Документальный фильм «Джон».
Продолжить чтение